Необходимость и частота проведения технического обслуживания противопожарных систем

Главная / Новости / Необходимость и частота проведения технического обслуживания противопожарных систем
Любое противопожарное оборудование требует регулярных проверок, диагностики и коррекции неисправностей. Только при таком отношении сигнализация и устройства для тушения возгораний сразу отреагируют на опасность и обезвредят очаг пожара. В статье мы расскажем об особенностях технического обслуживания подобных систем.

Что такое техническое обслуживание противопожарных систем

Профилактическое техническое обслуживание и ремонт пожарной сигнализации и систем дымоудаления выполняют для поддержания оборудования в исправном состоянии на протяжении всего эксплуатационного срока.

Еще одна цель ТО — возможность гарантировать быстрое срабатывание датчиков и приборов при обнаружении воспламенения. Техническое обслуживание проводят по правилам, приведенным в технико-эксплуатационных документах на установленное оборудование.

Зачем проводить техническое обслуживание ПС

Безопасность людей и имущества в зданиях оказывается под угрозой, если специалисты не позаботились своевременно о том, чтобы выявить неисправности противопожарной системы. Другой неприятностью могут стать штрафные санкции для владельцев объекта при проверках со стороны надзорных органов.

Для обнаружения проблем специалисты проводят техническое обслуживание и испытания по план-графику. Они оценивают состояние противопожарной автоматики и его соответствие проектным нормам, нивелируют последствия воздействия неблагоприятных погодных или производственных условий. Также эксперты диагностируют ложные срабатывания, избавляются от них, оценивают пригодность приборов к последующей эксплуатации.

Как часто проводят техническое обслуживание

В зависимости от состояния оборудования для обнаружения и тушения возгораний, выделяют такие виды ТО:

  1. гарантийное в период действия гарантийных обязательств производителя, обычно этот срок равен 12 месяцам после монтажа;
  2. постгарантийное после истечения гарантийного срока;
  3. плановое и внеплановое согласно регламенту техобслуживания.

Периодичность ТО противопожарных систем прописывают в Регламенте технического обслуживания систем противопожарной защиты. Этот документ подписывает директор организации, а составляют штатные или внештатные специалисты в сфере такого оборудования на основании проекта и технико-эксплуатационных документов на пожарную систему.

Плановое ТО проводят согласно графику и поясняющей записке, где подробно описаны мероприятия по проверке и починке оборудования. Периоды ТО связаны с типом установленной на объекте противопожарной системы. Техобслуживание может быть:

  • ежемесячным;
  • ежеквартальным;
  • полугодовым;
  • ежегодным;
  • проводимым по запросу.

Внеплановое ТО — срочная починка неработающей пожарной сигнализации или оборудования для тушения возгораний.

О видах ТО противопожарных систем — подробнее

Круглосуточное техобслуживание предполагает постоянное посменное дежурство на объекте двух или более специалистов одновременно. Они без выходных проверяют оборудование, занимаются плановым ремонтом и заменой запчастей, перекатывают рукава, следят за состоянием пожарных кранов и инвентаря для первичного тушения огня. Это удобно большим предприятиям: ТЦ, логистическим комплексам, производствам.
  • Дневное ТО
    это пребывание на объекте двух и более специалистов с двумя выходными. Заказывать дневное техобслуживание тоже выгодно крупным организациям
  • Ежемесячное/ежеквартальное/полугодовое ТО
    это приезд на предприятие двух специалистов один раз в оговоренный период. Они в точности следуют Регламенту и инструкциям к оборудованию. Труд этих специалистов оплачивается по тарифу и в соответствии с дефектными ведомостями.
  • Разовое ТО
    однократное техническое обслуживание противопожарной системы по договору.
  • Аварийные выезды днем или ночью
    приезды двух специалистов для оперативной коррекции проблем. В услугу входит диагностика, настройка и чистка приборов, оформление документов, испытания.

Что входит в ТО противопожарной системы

  • Осмотр всего оборудования и кабельных трасс на предмет внешних повреждений.
  • Тестирование работоспособности программного обеспечения, приборов, разъемов, клемм оборудования;
  • Чистка устройств и узлов. Снятие электрических показателей с блоков питания.
  • Обучение персонала корректному использованию системы.
  • Составление отчета о состоянии противопожарной сигнализации, системы дымоудаления и тушения пламени, возможностях ее модернизации.
  • Оформление процесса технического обслуживания в журнале.
По результатам работ заказчик получает гарантию защищенности от текущих проблем, отчет о фактическом состоянии оборудования, перечень поломок и способов их устранения. Также специалисты указывают ему на непригодные устройства и помогают отремонтировать или заменить их.

Зачастую в ходе проведения ТО появляется необходимость перепрограммирования или подключения дополнительного оборудования. Это актуально для объектов с интегрированными системами, где пожарная сигнализация объединена с системой эвакуации посетителей или персонала, устройствами для тушения огня, охранной сигнализацией, системой разграничения доступа и видеонаблюдения. Специалисты по техобслуживанию обычно предлагают заказчику комплексную проверку и ремонт таких систем.

Кто проводит техническое обслуживание пожарных систем

В соответствии с п. 54.ППР 1479, монтажом, ТО и починкой средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения вправе заниматься лицензированные компании. Специалистам необходимо пройти обучение проведению таких работ, получить допуски для высотных работ и манипуляций с электрооборудованием. Оборудование, которым они пользуются, требуется сертифицировать и поверять. Следование правилам безопасности и охраны труда — обязательное условие. Специалисты, выполняющие техническое обслуживание, несут ответственность за работоспособность оборудования.